В последнее
время всё чаще в СМИ говорят о том, что крупный федеральный ритейл всё начал
более активно осуществлять реконструкции своих магазинов. Насколько это
соответствует действительности и какие цели преследует ритейл сегодня, говоря
не просто о замене оборудования, а именно о реконструкции?
Интересный
коментарий на эти темы дал Подгорбунский Вадим Борисович, руководитель
проектов Группы компаний "ЛЭНД":
- Скажите, Вадим Борисович, а лично
Вы, как профессионал, видите общую тенденцию на активизацию реконструкций в
сетях, или на Ваш взгляд, это не совсем так?
- Активизацией это назвать сложно, это скорее плановые реконструкции старых
магазинов. В принципе, в Санкт-Петербурге в год 3-4 магазина осуществляют
реконструкцию в рамках среднестатистической сети. Кто-то больше, кто-то меньше.
Так что, о повальном увлечении реконструкцией говорить, наверное,
преждевременно. Дело в том, что срок жизни оборудования 8-10 лет.
Соответственно, крупные федеральные игроки рынка, уже не первый год
функционирующие на территории Питера, в плановом порядке осуществляют замену
оборудования.
Кроме того, есть ещё и такой фактор, как поглощения. Так, например,
некоторые магазины сети "Перекрёсток" - это бывшие универсамы
"Патерсон", какое-то время работавшие до такого поглощения. Поэтому,
не смотря на то, что сам магазин ещё не достиг предельного срока, но
оборудование уже имеет смысл поменять.
- Скажите, а стоит ли делать
глобальную реконструкцию, если речь идёт только о смене торгового оборудования? Не проще ли в спокойном
режиме заменять одну витрину за другой?
- Реконструкция- это не просто смена торгового оборудования. Тут всё
гораздо сложнее.
Во-первых, изменился подход к планированию торгового зала. Маркетинг
диктует свои требования. Ведь одна из основных задач маркетинга в магазине-
увеличение продаж с квадратного метра. И в этих целях даже планировка может
сыграть свою роль.
Во-вторых, изменение технологий в сфере производства и логистики продуктов
питания позволяют предложить покупателям более широкий ассортимент
скоропортящейся продукции. Например, та же сеть "Перекрёсток" активно
развивает зону "ОКЕАН" в своих супермаркетах. При этом, надо
понимать, что это свежая рыба и морепродукты, которые буквально сегодня утром
ещё плавали в морях и реках не только России, но и всего мира. И, конечно,
обеспечение максимального срока хранения, правильная подача товара покупателю -
это то, что призвано обеспечить холодильное торговое оборудование при создании
такой зоны в магазине.
В-третьих, ещё одним довольно существенным фактором, учитываемым при
создании проекта реконструкции магазина, является развитие технологий в сфере
экологии. Так энергосберегающие технологии всё чаще становятся предметом
обсуждения при разработке проекта. Мы, конечно, в этом плане, пока, "впереди
планеты всей". "ЛЭНД"
активно использует различные технологии энергосбережения.
Начиная от светодиодов, и заканчивая серьёзными комплексными проектами,
позволяющими использовать излишки тепла в охлаждающих системах на обогрев
помещений или обеспечение горячего водоснабжения. Вопрос соблюдения экологических стандартов
для крупных международных и федеральных сетей, это вопрос не просто красивого
участия в общественном движении, а реальная потребность в очевидной экономии.
Так что, реконструкция нередко касается всего инженерного комплекса магазина, а
не просто отдельных витрин.
Ну и, конечно, не стоит забывать, что и дизайн современных торговых точек
существенно изменился. Если раньше стояла задача просто выставить товар, то
сейчас становятся очевидными определённые стилистические тенденции. Торговое
оборудование становится не просто функциональным. А именно красивым. А
когда речь идёт о том, что оборудование магазину досталось вообще по
наследству, вполне понятно, что кроме чисто эстетических претензий к нему возникает
еще и требования соответствия единой стилистике сети.
Один из
последних стандартных проектов по реконструкции – магазин «Перекрёсток» на
Просвещения 81.